Не секрет, что правильно замерить экспозицию можно лишь измеряя падающий свет, и экспонометр фотоаппарата не способен этого сделать. Им возможно измерить только отражённый свет. При этом точные значения будут у предметов отражающих 18% падающего света.
Классическими сюжетами такого освещения является «группа товарищей» на лужайке залитой солнцем, при условии, что они не будут одеты с слишком светлые или тёмные одежды. При съёмке таких сюжетов можно спокойно довериться автоматике. В остальных случаях, особенно при реализации собственных замыслов, мы сталкиваемся с тем, что объект освещён неравномерно, имеются большие перепады освещения.
Идеальным решением является замер падающего света. При этом необходим физический контакт с объектом, а так же наличие экспонометра поддерживающего данную возможность. Можно так же использовать серую карту. Когда приходилось часто снимать картины, я изготовил её сам, нанося на ватман слой за слоем китайскую тушь, и замеряя падающий и отражённый свет. Таким способом можно достичь довольно точных значений.
Сейчас хочу остановиться на другом способе замера экспозиции. Возможно кто-то о нём слышал, и даже применяет на практике. Со своей стороны расскажу о её применении апаратами «Pentax» MZ серии. Не вдаваясь в подробности, скажу что чёрный цвет отражает 0% света, белый 100%, и серый 18%. Можно и дальше углубляться в теорию, но это не будет вкладываться в рамки данного руководства. В данном случае нас интересует коррекция экспозамера при съёмке предметов с разной отражающей способностью, а так же являющихся светящимися объектами.
Шкала корекции распределяется следующим образом:
+3 белый
+2 белый с деталями
+1 светло серый
0 серый
-1 тёмно серый
-2 чёрный с деталям
-3 чёрный
Иными словами, при съёмке свадьбы мы очень быстро можем замерить экспозицию по белому платью невесты с коррекцией +2-2,5 либо по чёрному костюму жениха с -2-2,5. И в том и другом случае получим одинаковые значения.
Эту коррекцию можно установить с помощью регулировочного кольца на корпусе, предварительно визуально оценив отражательную способность объекта.
Но так получается, что объекты в кадре неоднородны, и необходимо точно оценить экспозицию. Для этого я обычно пользуюсь ручным режимом с нулевой коррекцией и точечным замером экспозиции
Светодиодная индикация Пентакса устроена таким образом, что она точно отображает на сколько ступеней уровень освещения отличоется от нулевого значения. Таким образом, показания +3 соответствуюк коррекции +3, а -3 коррекции -3
Возвращаясь к нашему примеру, в ручном режиме и нулевой коррекции правильной экспозицией будет считаться пересвет +2.5 либо недостаточность -2.5 при замере экспонометром по платью невесты и костюму жениха соответственно.
Если при замере освещения получается слишком большой разброс значений, выходящие за пределы фотографической широты плёнки, следует отдать приоритет сюжетно важной части, помня о том , что теневые участки смотрятся гораздо естественнее чем пересвеченные.